Содержание
Музей железнодорожного транспорта в Санкт-Петербурге является крупнейшим выставочным центром не только в России, но и в Европе. Его основу составляет уникальная коллекция интереснейших объектов — первых паровозов (русских и иностранных), вагонов, локомотивов XIX ст., редких инструментов и приборов. На площади 57 000 м² размещено около 200 единиц подвижного состава, эксклюзивные инсталляции, макеты, проекции, которые ярко иллюстрируют все этапы развития отечественного ж/д транспорта.
История Музея железнодорожного транспорта
Музей ж/д транспорта в Библиотечном переулке можно уверенно назвать логическим продолжением созданного в 1813 г. ФГБУК «Центральный железнодорожный музей», который расположен на Садовой улице. История становления нового музея была довольно-таки продолжительной.
В 1974 г. Постановление Президиума профсоюза советских железнодорожников подтвердило давно созревшее решение учредить производственный музей. И уже в июле 1978 г. на Литейном проспекте открылась первая экспозиция, рассказывающая о строительстве железных дорог в стране до 1917 г., о роли железнодорожного транспорта во времена революции и военные годы, о восстановлении ж/д транспорта в течение первых пятилеток.
Работы по расширению музейной коллекции продолжались, количество объектов железнодорожной техники увеличивалось, поэтому в 1980-е гг. экспозицию переместили на специально выделенный участок близ станции Шушáры. Выставочная локация площадью 7500 м² включала в себя 1000 м экспозиционных путей с паровозами и тепловозами, пассажирскими и товарными вагонами.
Все последующие годы сбор и реставрация ж/д техники не прекращались. В итоге музейная коллекция невероятно разрослась, т.к. сюда регулярно поступали раритетные экспонаты со всей страны и из зарубежья. И в 2001 г. Музей РЖД снова переместили, используя на этот раз перонные пути закрывшегося Варшавского вокзала. Демонстрационное пространство, занимавшее 20 000 м² в самом центре города, вошло в число наиболее значимых и посещаемых достопримечательностей СПб.
Однако в 2007 г. возникла необходимость освободить подъездные пути Варшавского вокзала, в связи с чем опять пришлось решать вопрос о переносе выставочной зоны. Для этой цели была выбрано бездействующее депо Балтийского вокзала. Строительные работы велись с 2012 г. по 2017 г. Обновлённый музей гостеприимно встретил первых своих гостей 30 октября 2017 г.
Экспозиция железнодорожного музея
Музейный комплекс структурно представляет собой масштабную локацию, состоящую из гигантской выставки под открытым небом и двух просторных зданий (бывшее депо и новый корпус), соединённых изящной галереей из стекла.
На обширной территории размещены тысячи редчайших экспонатов, в числе которых:
- Единственный в мире паровоз С-68. Ему уже более 100 лет. Корпус зелёного цвета указывает на то, что паровоз пассажирский. Будучи списанным, он использовался в роли котельной установки. Но благодаря энтузиастам-железнодорожникам, был восстановлен и передан в музей.
Локомотивы серии С относились к категории курьерских и носили название «Красная стрела», поскольку могли развивать высокую для того времени скорость — почти 115 км/ч.
- Артиллерийская сверхтяжёлая ж/д установка ТМ-3-12 с орудиями, снятыми с линкора «Императрица Мария». Этот линейный корабль, по праву считавшийся гордостью российского судостроения, затонул в Северной бухте Севастополя в 1916 г. в результате взрыва и пожара.
- Служебный вагон-салон КВЖД (Китайско-Восточная частная железная дорога). Построен в 1902 г. на Русско-Балтийском вагоностроительном заводе (Латвия). Его конструкция типа «Полонсо», укреплённая цельнометаллическими листами толщиной от 5 мм, была очень надёжной. Пули стрелкового оружия не могли пробить стены таких вагонов, поэтому они назывались «бронированными».
Великолепно оборудованный салон-вагон предположительно использовался для поездок китайского императора Айсиньцзюэло.
- Первый дизельный тепловоз ЩЭЛ-1. Локомотив создан советскими разработчиками. Вместо паровой машины был оснащён двигателем внутреннего сгорания.
- Первый 2-секционный тепловоз серии ТЭ-2. Построен на Харьковском машзаводе в 1948 г. Сконструирован на основе новейших технологий, которые стали определяющими для советского тепловозостроения на десятилетия вперёд. В 1952 г. проектировщики этого локомотива были награждены Сталинской премией 2-й степени.
- Дрезина-качалка. Предназначалась для перевозки рабочих или служащих, инспектирующих ж/д пути.
- Двухосная бронеплатформа №911-045. Оснащённая пулемётами или зенитными пушками, в годы войны в фашистами использовалась для эффективной защиты поездов от обстрелов вражеской авиации.
- Разрезной макет, созданный на основе паровоза Эр-791-81, который был построен в 1955 г. в Польше на заводе им. Сталина. Посетители могут ознакомиться с подробностями устройства топки и воочию увидеть, как энергия горячего водяного пара, превращаясь в механическую энергию, приводит локомотив в движение.
- Интерактивный комплекс «Стрéлки времени», расположенный на бывшем поворотном круге дореволюционного депо. На большом тачскрине посетители выбирают эпоху, в которую хотят переместиться, и на 8 огромных мониторах появляется панорамное видео. Экраны установлены на месте ворот, из которых в прежние времена выезжали паровозы. Отреставрированные и оцифрованные видеозаписи с абсолютной достоверностью воссоздают повседневную жизнь российских вокзалов.
- Инсталляция «Звуки железной дороги». Находится в историческом зале. Журналисты ленинградского радио в 1930-х гг. записали звуки, издаваемые довоенными локомотивами. Услышать это звучание можно, приложив к уху раструб одного из свисающих с потолка специальных рожков.
- Гипсовые статуи, изображающие железнодорожных работников и пассажиров. С помощью мультимедийных технологий посетители могут «оживить» эти скульптуры и понаблюдать за их действиями либо послушать их рассказы.
- Тренажёр «Кабина машиниста». Точно такие же симуляторы используются для обучения работников железной дороги. С помощью инструкторов начинающие машинисты на подобных тренажёрах шлифуют свои навыки и умения и постигают все тонкости профессии, начиная с отправления и разгона состава и заканчивая выполнением более сложных требований путевого задания.
Музей железнодорожного транспорта интересен не только взрослым, но даже и маленьким детям, для которых открыт детский центр с игровыми и образовательными программами.
В исторических залах ребятишки могут развлечься, управляя экспонатами. Достаточно лишь нажать на кнопку — и сразу начинает работать паровая машина И.И. Ползунова — выдающегося российского изобретателя, приводится в движение турбина Герона Александрийского — механика-грека, величайшего инженера древности.
Не менее притягателен для детей макет «Сортировочная горка», где они сами собирают составы, управляя стрелками и маневровыми паровозами. Ещё один громадный «планшет» позволяет организовать игру с тепловозом: устранить неисправности, провести его по определённому маршруту, долить воду и т.п.
Необычайно привлекательны для детей два старинных телеграфных аппарата. Ознакомившись с азбукой Морзе по справочнику, который находится тут же, возле аппаратов, можно устроить соревнование на скорость передачи каких-нибудь слов. А в кабинетах станционных смотрителей дети и взрослые могут принять активное участие в весёлых квестах и подвижных играх.
Уставшие посетители с комфортом отдохнут в кафе «Станционный буфет», а перед уходом из музея с удовольствием заглянут в сувенирную лавку.
Режим работы
Музей железных дорог в Санкт-Петербурге открыт:
- в Пн, Чт, Пт, Сб, Вс — с 10:00 до 18:00;
- в Ср — с 12:30 до 20:30;
- Вт — выходной.
Режим работы касс — с 10:00 до 17:00, в Ср — с 10:00 до 20:00.
Цены билетов
Стоимость обычного билета — 300 рублей, льготного — 100 рублей.
Билеты по льготной цене предназначены для пенсионеров, школьников, студентов, которые обучаются очно. Льготный билет действителен при предъявлении подтверждающих документов.
Купить билеты можно в кассах или онлайн.
Бесплатно посетить музей могут:
- Герои СССР и РФ;
- участники ВОв;
- участники боевых действий;
- инвалиды 1 и 2 групп (вместе с сопровождающим);
- дети до 7 лет, а также граждане некоторых других категорий.
Бесплатные билеты необходимо бронировать заранее.
Проводить любительскую видео- и фотосъёмку без реквизита и штатива разрешается бесплатно.
Профессиональная съёмка производится исключительно по предварительному согласованию, стоимость — 5000 рублей.
Стоимость 5 минут управления составом на профессиональном тренажёре — 200 рублей.
Стоимость участия в групповой обзорной экскурсии — 100 рублей.
Стоимость индивидуальной экскурсии (1-5 чел.) — 3000 рублей, льготная цена — 2000 рублей.
Как добраться
Железнодорожный музей в СПб находится в 100 м от Балтийского вокзала с правой стороны. Ближайшая к музейному комплексу станция метро — «Балтийская», от которой дойти до музея можно всего за 3 мин.
Музей железных дорог на карте
Неподалёку также расположена одноимённая остановка городского наземного транспорта:
- маршрутные такси № К-67, № К-404;
- троллейбусы № 3, № 8.
- автобусы №№ 1МБ, 1М, 10, 43, 65, 67, 67Б, 71, 100, 833, 833А, 844Т, 888;
Добраться сюда можно и на собственном автомобиле. Парковка в Гатчинском дворе обойдется в 150 руб./ч.
Музей РЖД предоставляет всем желающим возможность в доступной и увлекательной форме ознакомиться с развитием железнодорожного сообщения в России от первого рейса до нашего времени.
Добро пожаловать в музей ж/д транспорта на Балтийском вокзале!