Грязи – уютный не большой город в Липецкой области. Вместе с областным центром составляет единую агломерацию, ведь находится всего в 20 км от Липецка. Грязи раскинулся по берегам реки Матыра, занимая городом площадь 33 кв. км.

Город грязи вид сверху

История города Грязи

Официально годом основания признан 1868 г. Но история поселения гораздо древнее. Например, еще в 1710 году в ревизской переписи упоминается о селе Грязи. Есть сведения, что в 1720 в поселении жило более 200 человек. А в 1745 более 260. А сама территория заселялась еще раньше. В 50-х годах 17 века здесь велись большие работы по возведению Белгородской засечной черты. Строительство привлекло большой поток населения различных сословий.

Необычное название города вызывает интерес у топонимистов. Наиболее распространенное толкование носит характер местной легенды. Считается, что царь Петр I проезжал здесь, держа путь в воронежские корабельные верфи. В распутицу его карета крепко засела в грязи. Местные мужики вытащили царский экипаж. С тех пор сам государь повелел называть это место Грязи.

поселение Грязи старинное фото

В Липецкой области многое связывают с Петром I. В целом, эта легенда укладывается по датам и вполне возможно, в период начала 1700гг. государь действительно здесь проезжал. Липецк, например, получил развитие как промышленный центр при прямом участии Петра I, год основания города 1703.

1868 год считается годом основания Грязей, потому что именно в это время здесь проложена Козлово-Воронежская железнодорожная ветка. Уже через год появились другие линии – в Елец и Борисоглебск. Ж/д станция Грязи-Воронежские стала узловой. Пристанционный поселок быстро рос и поглотил близлежащие деревеньки. Сохранив историческое название.

В 1869 году в петербуржской газете «Новое время» появляется заметка о поселке Грязи, корреспондент писал: «Там, на месте прежней степи, целый городок с прекрасными зданиями…»

 

Грязинский вокзал, конец 19 века
Грязинский вокзал, конец 19 века

В 19 веке город активно развивался. В 1883 году заложено здание железнодорожного вокзала, где он располагается по сей день. Проект здания одобрил сам император Александр II. Тогда этот вокзал был одним из самых красивых в России. В Грязях была устроена большая ярмарочная площадь, работали трактиры и гостиницы. Имелись частные и церковно-приходские школы. Население насчитывало порядка 1,5 тыс. чел.

Ярмарочная площадь в Грязях
Ярмарочная площадь в Грязях

К 70-м годам 19 века начинается развиваться промышленность. К концу столетия в Грязях действуют:

  • Механический завод Г. П. Старженецкого-Лаппы;
  • Элеватор (крупнейший в России, построен в 1912 году);
  • Известковый завод;
  • Маслобойное производство;
  • Лесопилки;
  • Шлакопритипочный завод;
  • Скотобойня.

Обороты грязинской промышленности превышали уездный Липецк.

Элеватор в Грязях
Элеватор в Грязях

В 1905 году по Липецкой области прокатились бунты, предвестники гражданской войны. В Грязях забастовка на железнодорожном узле длилась несколько дней.

В годы Первой мировой войны население города собирало денежные пожертвования для фронта. Работники железнодорожной станции не покладая рук трудились, участвуя в перевозке вооружений и солдат. Также здесь были организованы две лечебницы для военных.

В революционные годы в Грязях, как и почти по всей странице, прокатилась гражданская война. В октябре 1918 в город вошел 4-й Донской корпус Мамонтова. Страшное время принесло разрушения. Позже, когда огонь революции затих, промышленность была восстановлена, началось новое развитие советского периода.

В 1928 построен клуб железнодорожников. В 1938 г поселок Грязи получил статус города. Население к этому времени насчитывало 25 тыс. чел. Тогда же первый секретарь РК города Лукин предложил переименовать его в Ежов. За отказ поддержать «политику партии» мог последовать арест, признание врагом народа и даже расстрел. Но несмотря на это, добиться единогласного согласия грязинцев не удалось. Ведь ранее Ежов, будучи сталинским наркомом, руководил в Грязях разоблачением врагов народа. После этой деятельности последовали расстрелы. Вскоре и сам Ежов попал в опалу и был расстрелян. Вопрос с переименованием был закрыт и Грязи сохранил историческое название.

Агитация времен ежовщины
Агитация времен ежовщины

Во время Второй Мировой Войны Грязи был в тылу, но недалеко от линии фронта. Железнодорожный узел испытывал огромные нагрузки. Особенно в периоды Курской битвы и Сталинградских сражений. Тогда, по воспоминаниям железнодорожников, поезда шли беспрерывно, один за другим, без промежутков. Юго-восточная железная дорога была тогда основной артерией, питающей Красную армию. Нагрузки на работников были огромны. Составители поездов и машинисты заслуженно награждались медалями.

Кроме доставки солдат и вооружений на фронт, через Грязи проходили поезда, эвакуирующие предприятия и людей в глубь страны. Срыв этих передвижений означал провал во всем ходе Войны. Охрану железнодорожного узла обеспечивал 210-й зенитный артиллеристский дивизион.

Промышленность города быстро переориентировалась и начала выпуск:

  • гранат;
  • холодного оружия для разведчиков;
  • хомутов для авиабомб;
  • армейских котлов;
  • окопных печей и пр.

В паровозном депо изготовили бронепоезд, который успешно действовал в районе Брянского фронта.

Также в Грязях организовали спецлечебницу для эвакуированных блокадных ленинградцев.

Экономика

Сразу после ВОВ началось промышленное возрождение Грязей. Комбинат пищевых концентратов заработал уже в 1946г. На этом предприятии впервые в СССР было получено сухое концентрированное картофельное пюре. В Грязях работал еще ряд предприятий пищевой промышленности, например:

  • Хлебокомбинат (ныне предприятие «Лимак»);
  • Грязинский сахарный завод.
Грязинский сахарный завод на ул. Крылова, фото 2022
Грязинский сахарный завод на ул. Крылова, фото 2022

В конце 50-х в городе заработал Культиваторный завод. Сейчас это градообразующее предприятие с собственным жилым районом. Завод гидрооборудования «Гидравлик» работает с 1972 года.

Грязинский Культиваторный завод

ООО «Фондиталь» — часть Липецкой ОЭЗ, дочернее предприятие итальянского концерна. Завод – часть цепи по производству алюминиевых радиаторов. На грязинском предприятии проводят конечные этапы – шлифовку, покраску, контроль и пр.

Серьезную роль в развитии экономики города и его окрестностей сыграло образование особой промышленно-производственной зоны. Она размещается как раз между Липецком и Грязями.

«Вагоноремонтное предприятие Грязи» — логичная часть экономики. Город по-прежнему крупный железнодорожный узел. На ж/д и ее обслуживании занята значимая часть населения.

Вагоноремонтное предприятие Грязи
Вагоноремонтное предприятие «Грязи», источник фото https://www.vrpgrazi.ru/news/1059.html

Население Грязей

С 30-х до 90-х город стремительно рос, население увеличивалось активно. С 10 600 (1931) до 47 600 (1992). В дальнейшем до 1998 еще сохранялась положительная тенденция, но темпы прироста уже сократились. А С 2002 население приростало слабо, либо убывало. На текущий 2023 год в Грязях насчитывается 46 798 чел.

График численности населения города Грязи по годам

Такая тенденция характерна не только для Грязей или Липецкой области, а почти для всех территорий центральной части страны. В первую очередь обусловлена тем, что в тяжелые 90-е рождалось критически малое количество детей. Да и сейчас в некоторые годы естественный прирост остается отрицательным.

Образование

В городе имеется более 20 детских садов. Почти 30 школ, включая сельские филиалы. Также работает гимназия, дом детского творчества, школа искусств.

Грязинский технический колледж ежегодно выпускает специалистов следующих специальностей:

  • строитель;
  • машинист локомотива;
  • сварщик;
  • оператор станков ЧПУ;
  • повар;
  • бухгалтер и пр.

Районы в Грязях

Официального деления не существует. Однако местные жители пользуются исторически сформировавшимися названиями районов, именуемым иногда по бывшим селам, слившимся с городом, иногда по предприятиям, вокруг которого появилась жилая постройка.

  • Комбинат — жилой сектор в районе Грязинского пищевого комбината, здесь находится парк им. Флёрова.

Парк Флёрова, Грязи

  • ЦРБ – застройка вокруг межрайонной больницы.
  • Военный городок – собственно, военный городок на окраине, примкнувший к Грязям с юго-востока.
  • Город (иногда Центр) – центральная часть, там, где расположена администрация. Здесь же ул. Правды, в народе арбат.
Главная пешеходная улица города Грязи
Главная пешеходная улица города Грязи
  • Орловкие – часть города около ж/д станции Грязи-Орловские, окраина.
  • Тюшевка – самый крупный район, негласно делится на Гидрашку (территория около завода гидрооборудования), Культиваторный (все, что примыкает к Культиваторному заводу) и частный сектор.
  • Болото – многоэтажная застройка, появившаяся на месте питомника, территориально располагается между Центром, Тюшевкой и Комбинатом.
  • Маринка – большой частный сектор, одной стороной ограничен Матырой.
  • Село Грязи – ныне часть города, ранее бывшая одноименным селом.
  • Таволжанка – по старому названия деревни, слившейся в Грязями.
  • Нахал поселок – частный сектор в южной части города.
  • Партсъезд – не большой район с частными домами, назван по автобусной остановке «XVIII партсъезд».
  • СХТ – находится за Матыра, возможно, назван так из-за улицы СХТ, здесь находится площадка для вождения.
  • Собачий хутор – между Комбинатом и рекой, здесь находится ул. Набережная.
Подсветка Набережной в Грязях
Подсветка Набережной в Грязях, фото 2021, источник https://lipetskmedia.ru/news/society/151527-Kak_viglyadit/

Достопримечательности Грязей

Городок не большой, но наполнен собственной атмосферой и может продемонстрировать кое-что интересное.

Железнодорожный вокзал Грязи-Воронежские

История города и железной дороги неразрывно связаны. С появление в Грязях ж/д ветки, еще в 1868 году появилась первая станция. Она представляла собой рубленный деревянный дом. Но уже через несколько лет стало очевидно, что Грязи стали узловой станцией, имеющееся строение не вмещало пассажиров.

В 1879 г. был разработан проект нового здания железнодорожного вокзала. В июле того же года проект был возвращен на доработку после проверки самим императором Александром II. Государь написал в резолюции, что башни оконечностей вокзала слишком высоки. В ноябре после правок проект был высочайше одобрен.

Довольно быстро, уже в 1883 году здание было построено. Новый вокзал в Грязях целым рядом авторитетных изданий был признан лучшим в России (на конец 19 века). Пассажиров первого и второго классов принимал прекрасный зал со вторым светом и зеркальными простенками. Отдельный зал был организован для пассажиров первого класса. Также в здании располагались:

  • буфет;
  • почта;
  • парикмахерская;
  • киоск для страхования от несчастных случаев в пути;
  • телеграф;
  • шкаф с газетами и книгами;
  • киоск для продажи мелочей, нужных в дороге.
Железнодорожный вокзал Грязи-Воронежские, 19 век
Железнодорожный вокзал Грязи-Воронежские, 19 век

В разные периоды на ж/д вокзале Грязи-Воронежские побывали такие известные люди, как:

  • И. А. Бунин
  • Максим Горький
  • Г. И. Успенкий и пр.

В период гражданской войны здание вокзала понесло потери. Штукатурка с лепниной были сбиты, зеркала и окна разбиты, элементы интерьера уничтожены или разграблены. Здание восстановили, но с упрощениями в архитектурных деталях.

В последующем в здании грязинского вокзала проводился целый ряд реконструкций. В 30-40-х сделаны надстройки бокового крыла, убран дебаркадер, изменен декор фасада. В 1943-1946 велись работы по восстановлению крыши, стропил, отопления и освещения. В 60-х проводилась частичная перепланировка и снова изменена архитектура фасада. С 1984 года началось строительство подземного перехода под станцией.

Реконструкция вокзала в Грязях, конец 90-х, начало двухтысячных
Реконструкция исторического здания ж/д вокзала в Грязях, фото конца девяностых — начала двухтысячных.

В 2001-2008 в ходе реконструкций разобраны надстройки 1930-х, частично восстановлен исторический облик. Но к аутентичному старинному облику не вернулись. С 2000-х по текущее время ведутся работы, направленные на приспособление третьего этажа вокзала под современные нужны и продолжается другая реконструкция.

Вокзал Грязи Воронежские, фото 2022
Вокзал Грязи Воронежские, фото 2022

Сейчас площадь здания составляет 3679,3 кв. м., а всего вокзального комплекса 14 645,8 кв. м. Пропускная способность ж/д станции порядка 1100 пассажиров в сутки.

Грязинский краеведческий музей.

Расположен на улице Воровского, д. 56, в историческом здании, ранее принадлежавшем купцу Белкину. Музей начал работу с 1967 года, сначала на добровольных началах, затем став государственным учреждением. Музейный фонд насчитывает более 6 тыс. экспонатов.

Грязинский краеведческий музей

Постоянные экспозиции:

  1. Мы помним. Материал посвящен периоду ВОВ в Грязях.
  2. Князь Вяземский. Представлена мебель, архивные и документальные материалы и жизни и деятельности князя, речь и временах русско-турецкой войны.
  3. Сказ об истоках народных. В рубленой избе представлены интересные предметы, воссоздана часть крестьянского быта конца 19 века.
  4. Грязи железнодорожные. Тематическая экспозиция, посвящена развитию ж/д в Грязях и всей стране.

Памятники

В Грязях гордятся чистотой своего уютного города, уделяют этому большое внимание. Возможно поэтому здесь появился памятник дворнику. Скульптурная композиция появилась в 2011 году, на площади около ТЦ Айсберг. Памятник сделан из металла, что логично, ведь Липецкая область – край металлургов. По замыслу создателей, дворник, закончив работу, присел на скамейку и задумался. Перед ним лежит метла, на правом плече сидит ангел.

памятник дворнику в Грязях
Памятник дворнику в Грязях

В 2023 металлический памятник дворнику, к сожалению утрачен. Он пришел в негодность и частично растащен на металлолом. Однако, в мае 2023 на этом же месте появился новый бетонный монумент всем труженикам грязинской земли в образе дворника, весом почти полтонны, на высоком постаменте. Здесь мы написали  подробнее о новом памятнике Дворнику в Грязях.

В районе вокзала Грязи-Воронежские в 1998 году установлен памятник паровозу. Он находится на ул. 30 лет Победы, рядом с ТЦ Линия. Это не скульптурная композиция, а настоящий ранее действующий Эр-773-50. Это легендарный паровоз, выпускался с 1912 по 1957 гг. Именно он был основным перевозчиком важных грузов в людей во время войны. Для Грязей и их узловой ж/д станцией паровоз не просто символ, а часть жизни, героического труда и подвига. Подобные памятники есть и в других городах, например, в Мичуринске. Но грязинский уникален, на нем закреплен щит с проникновенным стихом «Реквием паровозу».

памятник паровозу в Грязях

Гвардейский миномет «Катюша» установлен в Грязях на перекрестке улиц Советской и Крылова. Макет реактивной установки возвышается на каменном постаменте с памятной доской. Памятник появился по инициативе местного жителя, участника ВОВ Тимофеева А.И. в 1982 году. Катюша напоминает о подвигах Героя РФ Флёрова Ивана Андреевича. Он был первым командиром отдельной экспериментальной реактивной батареи. Родился в Грязинском районе, с. Двуречки.

Памятник Миномет Катюша в городе Грязи

Храм Николая Чудотворца в Грязях

Расположен на улице Транспортная, 62, является памятником истории и культуры 19 в. регионального значения. Строительство начато в 1892 г, закончено по разным данным в 1895 или 1905. Возведение проводилось на средства прихожан и при деятельном участии купцов М.И. Бартенева и Н.А. Шевлягина. Советская власть не пощадила и эту церковь, в 1932 она была закрыта. Но к счастью не была разрушена. В 1992 началась реставрация и богослужения.

Сейчас храм ухожен, отреставрирован, службы ведутся регулярно, со вторника по воскресенье. Ансамбль состоит из основного церковного здания, примыкающей к ней трапезной и колокольни. Все строения из красного кирпича. Церковь пятиглавая, с золочеными куполами. Массивный, утолщенный по углам цоколь создает впечатление фундаментальности постройки. Основной декоративный элемент – кокошники. Общий стиль характеризуется как эклектика, сочетает узорочье 18 в. и традиционный «кирпичный стиль».

Храм Николая Чудотворца в Грязях

Храм Александра Невского

Расположен по адресу: г. Грязи, ул. Расковой 39. Новопостроенный станичный казачий храм, заложен в 2011 году. Белокаменное современное строение оснащено теплым полом. Первая служба состоялась в еще недостроенном помещении в рождественские праздники 2016, а 12 июня того же года состоялось торжественное освещение.

Изначально на территории установили памятник казаку с крестом, высотой 4,5 м. Как символ возрождения православия и казачества. Автор памятника – лебедянский скульптор Александр Коновалов. Но впоследствии памятник пришлось временно демонтировать, в связи с необходимостью обеспечения удобного подъезда. Обсуждается решение установки «Казака» в удобном постоянном, достойном для него месте.

Сейчас в храме регулярно проводятся богослужения, а также действует воскресная школа.

Храм Александра Невского в Грязях

Храм Казанской иконы Божьей матери

Находится на ул. Шевченко, 51. Каменная, теплая церковь построена в 1848 г. Позднее, в 1910-1911 гг достроены еще два придела. На период начала гражданской войны 1917 года Казанский приход считался одним из самых крупных в Липецком уезде. Церковь не избежала печальной участи поругания в период воинствующего атеизма. В 1922 году храм разорен и разграблен, в 1935 серьезно разрушен, но стены устояли. Настоятель был расстрелян. В советский период помещения использовались под мастерскую по ремонту тракторов и склады. В церковном доме работал алкогольный магазин.

Храм Казанской иконы Божьей матери в Грязях

Реставрация, давшая новую жизнь приходу, началась в 1988. Позднее, в 2003 сделан масштабный ремонт, появилось отопление и художественная роспись. Сейчас храмовый комплекс полностью восстановлен, интерьер лаконичен, без позолоты и роскоши. Иконы написаны на столбах в каноничном стиле, дополняют роспись. Ведутся службы, действует воскресная школа и работает клуб «Преображение».

Общественный транспорт и дороги

В Грязях ходит 22 маршрута городских автобусов и еще 31 пригородных и междугородних, включая маршрутки.

Состояние дорожного полотна в городе жители оценивают как удовлетворительное. За чистотой улиц следят достаточно тщательно. А вот освещение в вечернее время очень беспокоит местных жителей. Например, есть проблемы с уличными фонарями на таких улицах, как, например, Чернышевского или Гагарина.

Как добраться до Грязей

Так как город является крупной узловой ж/д станцией, через него проходит множество поездов. Грязи на прямую соединен с 300 городами.

Из Тамбова приехать по железной дороге всего за 3,5-4 ч, стоимость билета на 2023 год порядка 1000-1200 руб.

Из Москвы через Грязи следует более 30 ж/д маршрутов. В том числе современные, двухэтажные поезда. Время в пути от 5 ч 10 мин до 11 часов, в зависимости от вида маршрута.

Из Липецка также не составит труда доехать до Грязей на поезде. Придется провести в дороге не более 50 минут. Цена билета от 400 до 1700 руб.

Город Грязи на карте

Помимо железнодорожного, с городом Грязи налажено автобусное сообщение. Можно приехать на автобусе из Тамбова, Липецка, Курска, Москвы и пр.

Если ехать в Грязи из Москвы на автомобиле, нужно будет преодолеть около 455 км. Провести в пути 6-8 часов. Чаще всего автомобилисты выбирают маршрут через Домодедово, мимо Ступино, минуя Чаплыгин до Липецка, а далее еще 30 км на Грязи.

Красивое видео: уют и чистоту города Грязи видно даже с высоты

Поделиться:

от Алексей Гаврилов

Привет! По образованию я историк. Объездил почти всю страну. Путешествия - моя жизнь! Буду периодически делиться с читателями своими впечатлениями или рассказывать о городах и интересных местах. Мой профиль в ВК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *