Содержание
Старинное сооружение, построен летом 1826 году из кирпича. Называется каменным потому, что во время его возведения все, что не было деревом, называлось камнем. Попробуем разобраться, почему небольшой скромный арочный мостик стал одной из главных достопримечательностей Воронежа и даже его талисманом.
Культурный памятник
Каменный мост на столько популярен, что ему посвящены стихи И. Полюшко:
Любимый мостик не знаком с рекой.
Его метраж не назовёшь длиною.
Он, неприметный, маленький такой,
Прожил два века вместе со
страною.
Также мостик вдохновил художников, не большая подборка фото картин:
Здесь снимался эпизод фильма о женском футболе «Мужская женская игра». Воронежцы называют мост не только каменным, но и «горбатым», «свадебный», «арочный».
Расположение
Каменный мост находится в Центральном районе, на углу ул. К. Маркса и Чернышевского, рядом с ул. Орджоникидзе. Между Александринским приютом, домом Волкова и усадьбой Герасимова.
Каменный мост на карте Воронежа:
История
Мост строился при губернаторе Николае Ивановиче Кривцове. Мощная одиозная личность – приятель Пушкина, родственник Тургенева, ветеран Бородинского сражения. Он начал масштабное благоустройство города. Славился взрывным характером и нетерпимостью к лентяям и ворам.
Архитектором Каменного моста стал Иван Андреевич Блицин. К тому времени уже очень опытный, по его проектам построены такие известные сооружения, как:
- Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь;
- Городская дума и магистрат в Павловске;
- Церковь Иоанна Богослова в городе Богучаре;
- Покровский кафедральный собор.
Николай Кривцов остался в памяти воронежцев как честный хозяйственник, который делом доказывал стремление сделать город лучше. В частности, именно он начал мостить дороги в Воронеже.
К 1824 году новому губернатору стало очевидно, что на пересечении Старо-Московской улицы (сейчас К. Маркса) и Богословской (современная Чернышевского) требуется сооружение моста. И строительство необходимо провести оперативно, до осенней распутицы 1826 г. Ведь по Богословской в Воронеж прибывало все необходимое для строительства Азовского флота. Да и высокое начальство из Москвы и Санкт-Петербурга прибывало именно по этой дороге. К тому же перекресток в распутицу размывался водой, так как рельеф здесь сложный.
Проезжая часть в этом месте была на столько не устроенной, что на Богословском спуске образовался овраг, который стали называть «волчий лог». Потому что проехать здесь было сложно и даже лошади ломали ноги. Место стало пользоваться дурной славой. Возможно, название оврага «волчий» связано и с тем, что на перекрестке стоял дом архитектора Волкова. Требовалось срочно решить вопрос с разбитой улицей, снизить нагрузку на грунт.
Губернатор решился обойти бюрократию и без согласования со столичным начальством выделить крупную сумму на строительство моста. Возведение было закончено вовремя. Но Кривцов получил выговор за самоуправство, через короткое время был переведен из Воронежа в Нижний Новгород.
Новый каменный мост построили на совесть, он привлекал внимание, да и перемещаться стало удобнее. Одновременно укрепили склоны «волчьей ямы», построили подпорные стены, остановили увеличение оврага, улицы вымостили камнем. Позже, к концу 19 века на мосту устроили керосиновое освещение, поставили полицейскую будку. Район назывался «Ямская слобода» и постепенно из запущенного превратился в ухоженный.
Время берегло мост, известно о проводимом в 1935 году ремонте. Он уцелел даже в Войну, когда Воронеж понес колоссальные разрушения. Реконструкция потребовалась только в 80-х гг прошлого века. Архитектором нового проекта выступил А.В. Поспеев. Именно тогда появились металлические ограждения, на которые молодожены стали массово прикреплять замочки. Также установили таблички «400 лет», ведь реконструкция была приурочена к юбилею города.
Почему каменный мост – символ влюбленных?
На фото отличным фоном для каменного моста является Александрийский приют. Городская легенда связывает ауру романтизма именно с этим. В 19 веке здесь это был приют для девушек-сирот. Они получали хорошее образование, не были избалованы, считались замечательными невестами. Ведь они были обучены грамоте, это редкость для женщин губернского города того времени. Пансионерки имели профессии и были способны сами зарабатывать. А кроме того, город обеспечивал им приданое.
Легенда рассказывает, что в дни выпуска девушек на Каменном мосту собирались женихи с предложениями руки и сердца. И девушки могли сами выбирать избранника. Что было необычно для того времени, тем более, когда речь шла о сиротах. Знакомство на мосту не нарушало приличия, девушек сопровождали опекуны, они же давали благословение на брак.
Современность
Традиция переносить невесту на руках через этот мостик появилась, скорее всего, в 1860-1870 гг, со строительством здания приюта. И сейчас после ЗАГСа пары едут сюда, благо, мостик всего 10 м длиной, пронести девушку не сложно. Молодожены выпускают здесь голубей, разбивают бутылки шампанского. К стати, для того, чтобы разнести вдребезги бутылку не повреждая памятник архитектуры, установлены специальные столбики из металла.
По мимо романтической славы самого Каменного моста, локация вокруг него – выгодный фон для фотографий. Башенка Александринского приюта, колокольня Воскресенской церкви, дом Волкова постройки 18 века позволяют сделать атмосферные свадебные фотосессии.
Каменный мост имеет общую высоту порядка 6 м, а свод только 2,7 м. О чем есть предупреждающие знаки. Однако, невнимательные водители время от времени застревают. Портятся не только автомобили, но и старинная кирпичная кладка. А ведь мост – памятник архитектуры 19 века. Его порча серьезная утрата для города. На арочном своде видны сколы.
В 2011 году металлические перила убрали, заменив их кирпичными. Перемена была нацелена на возвращение каменному мосту аутентичного вида. Но свадебная традиция воронежцев уже прижилась. Для продолжения трогательного свадебного ритуала с навешиванием замков, у мостика специально установили металлическую конструкцию – «дерево любви». Оно увешано замками с именами молодых – символами нерушимости брачных уз. Даже на самом верху, на высоте более 2 м они есть.
Видео
Поделиться: